По любым меркам в «Челси» произошли перемены эпического масштаба. В составе команды, в офисе тренера и среди тех, кто работает на «Стэмфорд Бридж» и тренировочной базе в Кобхэме, за два года под новым руководством произошло множество изменений. Трево Чалоба — один из последних игроков, которые воспитывались под старым режимом Романа Абрамовича. С момента приобретения клуба в мае 2022 года более 40 игроков покинули основной состав, не считая аренд.
Но на этом все не закончилось: под нетерпеливым новым руководством, стремящимся к успеху на поле, соответствующему успехам последних двух десятилетий, через клуб прокатилась буря перемен. От тренеров и их помощников до докторов, физиотерапевтов и футбольного персонала в Кобхэме и за его пределами до коммерческого, финансового и коммуникационного персонала «Стэмфорд Бриджа» — все согласны с одним: «Челси» стал совершенно другим.
Изменения настолько кардинальные, что легче назвать тех, кто не ушел, чем тех, кто покинул клуб. Начиная от полевых работников и массажистов до маркетологов и менеджеров академии, даже специалистов по кадрам, чья работа заключается в переговорах по расторжению контрактов, люди, управлявшие при Абрамовиче, были убраны.
Так, за это время сменилось четыре тренера, плюс один временный, а среди игроков, включая многих выпускников академии, таких как Галлахер и Армандо Бройя, все трое на грани ухода, провели большую часть юности в «Челси». Каждая история уникальна, и не все детали тех, кто ушел, еще полностью раскрыты. Нил Бат — старейшина клуба, который был до Абрамовича, занимал важную роль в Кобхэме, а в прошлом месяце объявил о своем уходе.
Это было связано с уходом его друга Джимми Фрейзера, который покинул свою роль преемника Бата на посту директора академии. В другом конце спектра оказались некоторые, кого привлекло новое руководство с мая 2022 года, и кто уже покинул клуб, такие как технический директор Кристофер Вивел и президент бизнес-подразделения Том Глик.
«Челси» стремится наверстать упущенное
Что происходит? В центре всего находится консорциум владельцев, и в частности Бехдад Эгбали. Этот калифорнийский миллиардер, контролирующий фонд Clearlake Capital, владеет 62 процентами клуба. Эгбали и его партнер по Clearlake Жозе Фелисиано имеют равные доли в принятии решений с коллегой по консорциуму, американским инвестором Тоддом Боули. Для каждого решения требуются все их подписи. Тем не менее, те, кто находится внутри, согласны с тем, что присутствие Эгбали ощущается в клубе сильнее других.
Взгляд Эгбали заключается в том, что «Челси» стремится наверстать упущенное, и что построение клуба неизбежно обернется некоторыми потерями. Абрамович регулярно увольнял своих тренеров, но на фоне этого «Челси» относительно мало изменился.
Среди ныне санкционированных россиян ближайшие помощники Абрамовича, Марина Грановская, его бывшая помощница, стала ключевой фигурой. Долгосрочный адвокат Абрамовича в Нью-Йорке Брюс Бак был председателем клуба. За пределами этого были сотрудники «Челси», которые работали в клубе десятилетиями.
Взгляд Эгбали на этот аспект, как считается, не очень лестный: клуб управлялся скорее как семейный бизнес, до такой степени, что как минимум в одном отделе работало более одного поколения семьи. Настало время перемен.
Для других, кто там работал, темп изменений просто слишком головокружительный. Скорость, с которой принимаются решения о соответствии новых кадров, слишком высокая. Некоторые говорят, что руководство слишком склонно гоняться за последними модными новинками, будь то новый игрок или сотрудник соперничающего клуба.
Они также указывают, что, несмотря на всю готовность частного капитала создать бизнес, соответствующий их корпоративным идеалам, «Челси» когда-то выигрывал трофеи. Один факт ясен: способ Эгбали не собирается изменяться. Некомпетентные кадры быстро заменяются.
Эгбали говорит тем, кто его окружает, что лучше признать ошибку, чем тянуть с увольнением тех, кто не подходит. Что касается Вивела, который теперь работает в «Манчестер Юнайтед», то семи месяцев, которые он провел после ухода из «Ред Булл Лейпциг», оказалось недостаточно. Глик пришел из «Манчестер Сити» в июне 2022 года и ушел в ноябре следующего года.
Первый летний период нового режима, когда Боули временно исполнял обязанности спортивного директора, не принес ожидаемого успешного состава. Защитник Калиду Кулибали продержался всего год, прежде чем был отправлен в Саудовскую Аравию. Теперь клуб, похоже, внимательно прислушивается к предложениям по Рахиму Стерлингу и Нони Мадуэке.
И это мы не считали тренеров: Томаса Тухеля, Грэма Портера, Фрэнка Лэмпарда в качестве временного тренера, а затем и Маурисио Почеттино, который отработал всего 1 сезон. То, что не изменилось, — это сопредседатели по спорту, Пол Уинстенли и Лоуренс Стюарт, которым с момента их назначения в конце 2022 года расширили их роли. Они пользуются абсолютным доверием Эгбали. Тем не менее, в будущем и они могут стать «козлами отпущения».
Неприязнь к предыдущему режиму
Нет никакой любви между режимом Эгбали-Боэли и его предшественником. Это начинается с озвучивания финансовых «пробелов» при режиме Абрамовича, которые еще не были полностью изучены и в настоящее время расследуются Премьер-Лигой, а также стали предметом урегулирования с УЕФА.
Но на этом не все. Новое руководство видит недостатки в клубе, который они унаследовали. От нехватки цифровых доходов и лицензионных отчислений до того, почему игроки академии «Челси» нуждаются в обширных арендах, чтобы подготовиться к основной команде, в то время как молодые таланты «Манчестер Сити», к примеру, готовы к Премьер-Лиге.
У клуба было четыре тренера, одно катастрофическое 12-е место в Премьер-Лиге и шестое место в прошлом сезоне. Для консорциума Эгбали-Боэли не будет места для укрытия в сезоне 2024/2025. Ключевые фигуры утверждают, что они выучили уроки из своих ошибок. Свое новое видение они хотят раскрыть с Энцо Мареской.
Прибыльность и финансовая устойчивость клуба были достигнуты за счет продажи гостиниц и женской команды внутри группы, что вызвало недовольство соперников. Клуб продал выпускников академии, чтобы помочь сбалансировать свои огромные траты на трансферы, а уровень зарплат был сокращен.
Культурный конфликт в клубе
Что касается тех, кто ушел, можно с уверенностью сказать, что медицинский отдел изменился до неузнаваемости, начиная с директора Пако Биоски и включая почти всех физиотерапевтов. Недовольство состоянием поля на «Стэмфорд Бридж» привело к уходу главного землемера клуба Джейсона Гриффина после 34 лет работы.
Его заменил Пол Бёрджесс, теперь директор глобальных спортивных услуг и ландшафтного дизайна клуба, который ранее работал в «Реале», а затем в «Монако» со Стюартом. Директор по объектам клуба, Пол Кингсмар, ключевая фигура, обеспечивавшая выполнение норм во время пандемии COVID, также покинул клуб. Также ушла Джоан Стон, директор по человеческим ресурсам клуба.
Глава глобального мерчандайзинга Ричард Милам, как ожидается, покинет команду после 27 лет работы. Симон Хантер, который управлял коммерческой частью матчей на «Стэмфорд Бридж» в течение 21 года, также, вероятно, уйдет.
Среди сотрудников коммуникационного отдела, Стив Аткинс и Эдриан Филлипс, которые оба проработали более 10 лет с несколькими тренерами Абрамовича, также покинули клуб. Тоби Крейг, привлеченный Гликом из «Сити» после поглощения, также уходит. Он теперь работает на аналогичной должности в «Юнайтед».
Кого можно считать «выжившими»?
Дэвид Барнард, секретарь клуба, ключевое административное лицо, начал работать в клубе в 2002 году, до покупки клуба Абрамовичем. Финансовый директор Пол Рамос остается на посту, хотя у клуба появился новый главный финансовый директор. Ожидается, что генеральный юрисконсульт клуба Джеймс Бонингтон получит расширенные полномочия.
Можно только надеяться, что среди нового исполнительного состава есть кто-то с ответом на, пожалуй, самый сложный вопрос, стоящий перед «Челси»: будущее «Стэмфорд Бридж». Об этом пока нет никаких заявлений или анонсов.
Что касается местных игроков, руководство наградило Риса Джеймса и Леви Колвилла новыми контрактами, но к концу трансферного окна они могут стать последними воспитанниками в основной обойме «Челси». Тем не менее состав клуба сейчас огромен: 53 человека, включая тех четырех, кто находится в аренде.
Можно сказать, что произошел культурный конфликт: стремительная и разрушительная бизнес-стратегия 2020-х годов встретилась с футбольным клубом, успешным благодаря загадочному российскому миллиардеру и его небольшому внутреннему кругу. «Челси» Эгбали и Боэли заявляет на весь мир, что он совершенно отличается от режима Абрамовича.
Хотя если углубиться в это дальше, можно обнаружить определенные черты, которые объединяют предыдущее и нынешнее управление «Челси». И режимы Абрамовича, а также Боули-Эгбали, вероятно, не настолько отличаются, как кажется на первый взгляд.